Сайт о культуре и искусстве

Культура Византии: этапы и тенденции развития

Другое » Европейская культура эпохи Средневековья. Особенности культуры Византии » Культура Византии: этапы и тенденции развития

Страница 2

Базилика представляла собой вытянутое, прямоугольное в плане сооружение, разделенное внутри рядами колонн на несколько частей – нефов. Так, трехнефная базилика Сант-Аполлинаре в Равенне (532–549) в интерьере разделена двумя рядами колонн с арками. Средний неф, более высокий, возвышается над остальными соответственно высоте окон, прорезающих верхнюю часть стен.

Однако более распространенным в то время стало упомянутое сочетание купольной и базиликальной конструкций, создававшее впечатление легкости, воздушности стройного сооружения. Образцом для купольно-базиликальных церквей послужил храм Святой Софии в Константинополе. Храм своим куполом на «парусах» опирается на четыре столба, и внутреннее пространство оказывается разделенным на четыре разветвления, образуя форму креста.

Изобразительное искусство и архитектура V–VII вв. сочетали церковные и светские жанры. Упор делался на монументальные творения. Одновременно действовало несколько местных художественных школ, формировавших на основе поучений Священного Писания систему живописных изображений, в дальнейшем канонизированных церковью. Главная задача состояла в том, чтобы изображать не единичное явление, не чувственный мир, а его идею, одновременно максимально приближаясь к божественному прототипу.

Распространенной техникой стенной живописи V–VII вв. была мозаика. Стены, покрытые узорами из разноцветных кусочков стекла (смальты) и камней, создавали праздничное впечатление. Они сверкали, словно украшенные драгоценными камнями. Не верилось в материальность изображений, которые казались созданными не по законам человеческой логики, а по божественному вдохновению. Известны мозаики церквей Хосиоса Давида (V в.) и Святого Дмитрия (VII в.) в Салониках.

Кроме мозаик распространение получили также фрески, сюжеты которых художественно интерпретировали христианское учение (росписи базилик Санта-Мария Антиква в Риме, Санта-Мария и Кастельспио близ Милана, конец VII – начало VIII в.).

VIII в. – первая половина IX в. стали временем испытаний для Византийской культуры и цивилизации, которая пересматривала свое отношение к античному наследию. Сокращались свободные ремесленные и торговые корпорации, упразднялась наемная армия, резко сократилось количество городов. Потеряло актуальность переписывание античных книг, и лишь немногие интеллектуалы еще поддерживали традиции античной образованности. Сфера образования переживала упадок (закрылась даже патриаршая школа при храме Святой Софии), резко снизилась грамотность населения. Одновременно возвышалась роль патриархов, христианская церковь стремилась погасить последние очаги язычества.

Литература этого периода носила преимущественно церковный характер. Самым популярным оставался житийный жанр, включавший наряду с собственно религиозными повествованиями разрозненные естественнонаучные, географические и исторические сведения. В апологетической гимнографии доминировал канон с его торжественной статичностью и витиеватостью. Яркие представители этого жанра – Андрей Критский (ок. 660 – ок. 740), Иоанн Дамаскин (ок. 675 – до 753), Косьма Маюмский (вторая половина VII – первая половина VIII в.), Иосиф Песнопевец (IX в.).

На данный период развития религиозной культуры Византии приходится движение иконоборчества. М. Холлингсворт отмечает: «Период иконоборчества начался в 726 г., когда император Лев III Исавр издал эдикт, запрещающий поклонение иконам. Многие произведения христианского искусства были тогда уничтожены и в украшении церквей наметился возврат к орнаментально-декоративным композициям с пейзажами, зверями и птицами». Иконоборцы отказывались от антропоморфных изображений в культовом искусстве, считая их проявлением язычества и идолопоклонства. Их противники – иконопочитатели, опираясь на тезис о богочеловеческой сущности Христа, утверждали, что он имел телесный облик и, следовательно, может быть изображен на иконе. При этом подчеркивалось, что икона являет его первообраз. В конечном итоге в 843 г. иконоборчество было объявлено ересью, а иконопочитание канонизировано.

Вторая половина IX – XIII в. – период ослабления императорской власти и усиления позиций земельной аристократии.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Первое советское звуковое кино
В царской России, как и в других капиталистических странах, киноискусство, служило, прежде всего, средством обогащения предпринимателей. Экран в основном заполняли детективные (приключенческие) картины, пошлые драмы и романы. Прогрессивн ...

Монтаж как основной метод организации материала в сценариях театрализованных праздников
Слово «монтаж» с французского переводится, как сборка, соединение. На данном этапе мы монтируем сценарий, начиная от монтажа единиц сценической информации (ЕСИ) и заканчивая непосредственно итогом работы. Здесь хочется подробнее останови ...

Храмовые комплексы в Южной Америке
В Южной Америке тоже существовали храмовые комплексы, а точнее даже целые города наполнявшиеся жителями на время праздников и жертвоприношений. Эти города были главными центрами древних государств. Древнейшие обитатели долины Мехико — то ...