Европейская культура раннего средневековья
В период раннего средневековья западноевропейская культура и цивилизация познала фазы кризиса и подъема. Это было время сложного, вначале робкого и подражательного, а затем все более уверенного, самостоятельного поиска целостной системы ценностей, норм, идеалов, совершаемого на перекрестке христианских, варварских и античных традиций.
Начиналась новая эпоха в условиях глубокого тотального кризиса, разразившегося после падения Западной Римской империи. Средневековое общество обретало свой путь в обстановке экономического и политического хаоса, среди обломков культуры разрушенного античного мира. Уменьшилось количество городов, которые недавно определяли качественное своеобразие античной культуры. Выживали и медленно росли преимущественно по берегам больших рек города и городские резиденции королей. В экономике этого времени господствовали натуральное хозяйство и аграрная экономика, начинался рост крупной земельной собственности. Торговые связи отдельных местностей осуществлялись главным образом по рекам и редко становились устойчивыми. Жители обменивались самыми необходимыми товарами или предметами роскоши (соль, вино, масло, дорогие ткани, пряности). Расчет с использованием денег был затруднен из-за их дефицита в обращении. Золотые монеты чеканились в основном для поддержания власти сюзеренов.
Такова картина первого этапа развития раннесредневекового общества. Произошел заметный упадок городов как культурных центров. Не случайно некоторые функции последних временно перешли к монастырям, расположенным в сельской местности, ставшим не только средоточием религиозной духовности и интеллектуальной культуры (библиотеки, скриптории), но и хранителями традиций художественных ремесел и прикладного искусства.
Церковь, крупный земельный собственник, быстро сосредоточившая в своих руках нити перераспределения продовольствия и милостыни и выполнявшая роль посредника в переговорах между варварскими государями, уже в раннем средневековье не хотела довольствоваться только духовным лидерством в культуре. Ее то скрытая, то явная борьба за политическую власть наблюдалась не только на этапе раннего средневековья, во и в последующие периоды развития западноевропейской средневековой цивилизации.
Объединительной работе церкви противостояла тенденция к частичной «варваризации» христианства. Сначала восприятие христианских ценностей оказывалось поверхностным и в сознании людей они видоизменялись до неузнаваемости; христианская обрядность нередко мирилась с языческими, архаичными по своей природе культурными формами.
Особенно тяготели к язычеству, «народной мистике» составлявшие большинство населения Европы крестьяне. Обычаи трупосожжения, ритуальные пиршества с песнями и плясками, поклонение силам природы, сельскохозяйственные ритуалы, заговоры, народные игрища еще долгое время были спутниками сельской жизни. По мере роста влияния христианства церковь все более решительно боролась с проявлениями язычества. Порой христианизация носила принудительный характер.
И все же церкви где-то приходилось считаться с народными традициями и даже идти на компромисс. Так, на месте старых капищ строили христианские алтари, помещали мощи святых для того, чтобы облегчить переход новообращенных к христианству. Культ мощей получил в это время повсеместное распространение. Происходило закомуфлированное приспособление некоторых языческих культов, а также ритуальных праздников к нуждам христианской идеологии путем их новой интерпретации.
Ценности варварской культуры сохранялись не только в религиозной сфере. Истоки вассальных отношений, ставших атрибутом социального устройства средневекового общества, следует искать в жизни христианизируемых племен. Служение здесь не было служением государству вообще, как в античности, оно являлось служением вождю-индивиду, причем не божественному царю, как на Востоке, а герою. Вождь являлся харизматической фигурой, всеми почитаемой за заслуги личностью.
Раннее средневековье сохранило также и некоторые культурные формы, созданные античностью (прежде всего, Римом). Например, образование в епископальных школах (с VIII в.) продолжало строиться как позднеантичная система «семи свободных искусств»: сначала изучали грамматику, риторику и диалектику, потом – геометрию, арифметику, музыку, астрономию. Разумеется, на первом месте находились богословские предметы.
Рекомендуем также:
Искусство компьютерного коллажа
Коллаж (в переводе французское слово collage означает наклеивание), по словам художников, «бросает вызов живописи». Когда-то Пабло Пикассо одним из первых применил коллаж в своих работах, произведя настоящую революцию в искусстве, а сегод ...
Причины создания ордена Иисуса
В первой половине XVI века католицизму в ряде западноевропейских государств был нанесен тяжелый удар. Централизованная и подчиненная римскому папе католическая церковь, притязавшая на верховную власть над всем миром, оказалась бессильной ...
Магия в первобытный период
Магия, как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно – все они были тесно связаны между собой.
Если придерживаться теории о магическо ...