Цветовая символика Ислама
Цветовая символика ислама сыграла в истории определенную идеологическую роль. В борьбе с доисламской культурой ислам искоренил иконическую символику и антропоморфные изображения богов и в своей культуре активно применил чистые (неизобразительные) цвета, создал свою цветовую символику. В догматах ислама свет уже не соотносился с образами творца. Это было не абсолютное сияние библейского бога, а оптический феномен Природы, созданный им. Поэтому исламский свет имеет определенные значения: Солнце, Месяц, Звезда, Утро, Заря, Ночь и собственно Свет. В исламе от библейской трактовки отличается и символ Тьмы. Тьма не противопоставляется Свету, а находится с ним в причинной связи. Тьма – это одеяние Ночи, Тень – это творение Солнца, Тень – это космическая глубина, нечто непознаваемое, но реальное.
Первым основным цветом в исламской символике считается белый как символ святости и достоинства, а в ритуальной церемонии он является не трагическим, а благостным символом траура. Белый цвет приобрел собирательное значение всего хорошего и наилучших качеств.Второй основной цвет – желтый как символ блестящего Света, Солнца, Золота, Нетления, Радости.
Третий основной цвет – красный, причастный к Свету. В отличие от библейской символики, где красный символизировал жестокость и греховность, в исламе – это положительный символ – Солнце, Огонь и Кровь как признак жизни, красоты и сильных эмоций.Голубой – самый популярный цвет, ассоциируется с чистым небом и водой, является символом Спокойствия и Благополучия, служит талисманом от вероломства и разных напастей.
Синий – символ спокойствия Ночи и Смерти, применяется в траурных церемониях.
Черный – отражает отрицательную сторону жизни в случаях, когда он соотносится с нечистой совестью и плохими побуждениями. В положительных случаях черный цвет выражает глубину ума и сердца. Черным обозначают высшую тайну мироздания. В этот цвет окрашено и священное знамя династии абба-сидов. Главный священный символ исламского храма – черный камень.
Зеленый – главный цвет мусульманского Рая. В этом цвете соединяются и земное, и небесное начала. Зеленый цвет в исламе имеет исключительно положительное значение. Священное знамя Магомета и всего мусульманского мира – зеленое, что находит отражение в современной флаговой и геральдической символике.
Серый – это цвет злости и подлости, нищеты и несчастья.
Коричневый – цвет отвращения, разложения, распада и гибели.
Цветовые символы в исламе имеют не только понятийное и метафорическое значение, но и являются средством цветового обозначения в алхимии, науке и жизни. В астрономии Солнце обозначают желтым, Марс – красным, Венеру – белым, Сатурн – черным, Меркурий – бирюзовым, Луну – зеленым цветами, Юпитер – цветом сандала. Дням недели соответствуют цвета: понедельнику – зеленый, вторнику – красный, среде – бирюзовый, четвергу – цвет сандала, пятнице – белый,, субботе – черный, воскресенью – желтый.
Для выражения большей экспрессии цветовые отношения в исламе строились и на гармонии цветовых пятен подобно музыкальным аккордам. Соотношения цветов в них определяли основную цветовую тональность, которая могла быть «минорной» и «мажорной», т. е. по-разному напряженной и активной. [Л.Н. Миронова 1984: 234]
Рекомендуем также:
Культурный релятивизм
Этноцентризм препятствует научному исследованию культуры. Мы не сможем понять поведение других народов, если будем интерпретировать его в контексте собственных ценностей, убеждений и мотивов. Вместо этого мы должны рассматривать их поведе ...
Программы для цифровой живописи
Painter — Программа от фирмы Corel для цифровых художников. Одна из самых лучших на текущий момент.
Photoshop — Одна из самых популярных программ по редактированию рисунков и фотографий. Имеет обширные возможности по созданию рисунков, о ...
Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса,
Раннего, Высокого и Позднего Возрождения
Возрождение в Италии прошло несколько этапов: Проторенессанс – «дученто» (XIII в.) и «треченто» (XIV в.), Раннее Возрождение – «кватроченто» (три четверти XV в.), Высокое Возрождение – «чинквеченто» (конец XV – первая треть XVI в.), Поздн ...