Проявление эпохи Возрождения в культуре Беларуси
Черты Ренессанса и маньеризма со временем проникли в культуру Беларуси, что отразилось и на иконописи, и на портретном жанре [17].
XIV - XVI века- это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансных и гуманистических веяний, религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами. А достижения XV- XVI веков стали основой для расцвета декоративно- прикладного искусства в XVII- XVIII веках.
Многочисленные прославленные деятели и мыслители, художники и мастера того времени лишь подтверждают, что черты Возрождения были не чужды белорусской земле, а имели яркое своеобразное развитие.
История человеческой культуры знает немало взлетов, ярких расцветов, художественно обильных, интеллектуально богатых и плодотворных эпох. И все же европейское- в первую очередь итальянское Возрождение стало великой эпохой с заглавной буквы. Обращение к античному наследию выступает важнейшей особенностью эпохи Возрождения. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач эпохи.
Возрождение формировалось как отказ от средневековой культуры: отрицание догматизма и схоластики, критическое отношение к церкви и церковным служителям. Многие деятели Возрождения отзывались сурово и свысока о средневековой культуре, ее «неумелой, варварской, грубой манерой».
Вместе с тем, средневековая культура с ее многолетней историей не могла исчезнуть бесследно, она продолжала оказывать влияние на новую культуру, даже когда это и не осознавалось. Предпосылки возникновения эпохи Возрождения тесно связаны со Средневековьем. В искусстве Возрождения влияние средневековой культуры обнаруживалось и в темах, и в сюжетах. Много произведений написано на библейскую и религиозную тематику, немалая часть которых предназначалась для церквей и имела культовое значение.
Анализ основных этапов культуры эпохи Возрождения позволил определить, что во времена зарождения и развития новой формации, в эстетических идеалах человека без труда обнаруживается и трагическое и возвышенное. В начале эпохи возникает идеал прекрасного, гармоничного человека, идеал, который, несмотря на его мимолетность, успели зафиксировать в своих творениях замечательные поэты и художники того времени. Прекрасный человек Высокого Возрождения- это целостный, гармоничный человек в единстве своего духа и чувственности.
Однако, как и все, этот идеал оказывается недолговечным и начинает клониться к упадку. Бывший цельный человек, который умел сочетать собственные интересы с гражданскими, жертвовать личным ради общественного, в Позднем Возрождении перерождается в индивидуалиста, заявляющего устами Лоренцо Валлы: «Моя жизнь- это благо более драгоценное, чем жизнь всей Вселенной».
Эпоха Возрождения по-разному проявлялась в странах Западной Европы, что во многом зависело от экономического, политического и социального положения каждого государства. В искусстве северного Ренессанса, в отличие от итальянского, больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. Северное Возрождение- это своеобразный сплав итальянского влияния с самобытными готическими традициями и особенностями национальных культур.
В XIV - XVI веках духовная жизнь Великого княжества Литовского также испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений.
Рекомендуем также:
Искусство Индии
древневосточная культура магия анимализм
По сообщению литературных источников, деревянные постройки владык выделяются роскошью. Дворец самого могущественного владыки Ашоки стоял на каменном фундаменте, было 80 песочных колонн. Дворцы был ...
Фонтан «Самсон, раздирающий пасть
льва»
По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появ ...
Анализ использования аллегории в изящных искусствах
Начнём анализ использования аллегории в изящных искусствах с архитектуры и со скульптуры. Исследование знаков, атрибутов и символов архитектуры в разные эпохи показывает их преемственность и рефлексивную функцию, которая сохраняется и в н ...