Классическое Возрождение
В этих условиях искусство переживало тяжелый кризис, начали нарастать антиклассические тенденции, которые привели к появлению двух направлений:
1. продолжение традиций Высокого Возрождения, которое поддерживали немногие, но зато крупнейшие мастера: старшие- Микеланджело и Тициан, младшие- Веронезе, Тинторетто, Караваджо, братья Караччи, Бассано.
2. «маньеризм» ( от слова maniera — «манера»)- использование приемов живописи Возрождения, но без гуманистической идеи.
Искусство маньеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека, который оказывается во власти сверхъестественных сил. Мир предстаёт неустойчивым, шатким, в состоянии распада. Образы полны тревоги, беспокойства, напряжённости, художник удаляется от натуры, стремится её превзойти, следуя в своём творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение; средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определённых приёмов. Среди них — произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света, подчас холодные пронзительные краски.
Первый этап итальянского маньеризма представлял собой сравнительно узкое течение, наиболее ярко воплощённое в живописи. Самым крупным и одарённым мастером был Якопо Понтормо (приложение14). В его известной картине «Снятие с креста» композиция неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки. К числу маньеристов принадлежал и Франческо Маццола, прозванный Пармиджанино, который любил поразить зрителя, например, написал свой автопортрет в выпуклом зеркале.
Второй этап маньеризма превращается в Италии в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Маньеризм становится придворно-аристократическим искусством, которое первоначально развивается в герцогствах Пармы, Мантуи, Феррары, Модены, а затем утверждается во Флоренции и Риме[8,57].
В произведениях живописи нарастают бездушная холодность и вычурность приёмов; постепенно картины становятся похожими на декоративные панно, предназначенные для украшения стен. Самый крупный мастер — художник двора Медичи Аньоло Бронзино, особенно известный своими парадными портретами. В них отозвалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватившего высшие круги итальянского общества.
Вместе с Микеланджело, горестно наблюдал противоречия между высокими идеалами Возрождения и действительностьюТициан Вечеллио. Он остался верен гуманистическим идеалам Возрождения до конца. Его творчество отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Он один из создателей монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи, оказавшим сильное воздействие на её развитие в XVII столетии. Широко известны его картины «Любовь небесная и земная», «Введение во храм», «Лежащая Венера» или «Венера Урбинская», «Бичевание Христа», «Святой Себастьян», а также огромные алтарные картины «Вознесение Марии» («Ассунта») и «Оплакивание Христа» (приложение 15).
Маньеризм почти не затронул Венецию, в которой трудились такие выдающиеся мастера, как: Паоло Веронезе, который создал великолепные декоративные ансамбли стенных и плафонных росписей с множеством персонажей и занимательных деталей (росписи потолка церкви Сан-Себастьяно в Венеции); Джордже Барбарелли да Кастельфранко, прозванный Джорджоне, с искусством которого венецианская живопись приобрела общеитальянское значение, утвердив свои художественные особенности (картины «Юдифь», «Три философа», «Сельский концерт», «Спящая Венера»).
Рекомендуем также:
Методология культурологических исследований
Различные подходы и методологии в истории культурологии нашли достаточно полное отражение в современной научной литературе, что позволяет нам не останавливаться специально на этих вопросах.
Однако следует различать понятия «подход» и «ме ...
Рождение ребенка
Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Дети при рождении, по условленному ритуалу опускались на землю, а затем отец (в случае признания новорожденного) поднимал ...
Строительство в Смоленске
Яркое развитие получило новое архитектурное направление в Смоленской земле. Для постройки в конце 80-х – начале 90-х гг. XII в. дворцового храма архангела Михаила смоленский князь, Давид Ростиславич пригласил полоцкого зодчего. Непосредст ...