Характерные особенности готического стиля
Готика - это художественный стиль, возникший во Франции XII в. Несмотря на это утверждение, за право быть родоначальницей этого стиля боролась, по утверждению Рольфа Томана, еще одна страна – Германия[13;С.7]. В дальнейшем готика получила широое распростанение, и завоевала искусство на целых три века.
Сегодня, готическое искусство - это предмет восхищения, ранее, в эпоху Возрождения же, этот термин был олицетворением всего варварского и свое название, по преданию, эта эпоха получила от имени германсих варваров готов, которые в 410 г. разграбили Рим, Вечный город. Считается, чтоо именно падение Рима, ознаменовало начало Средних веков.
С начала XIX в., когда для искусства X — XII вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики:
1. Раняя Готика - 2-ая половина XII в. -1-ая четверть XIII.
2. Зрелая Готика - 2-ая четверть XIII в. –XIV в.
3. Поздняя Готика или «Пламенеющая» -XIV в.-XV в.
Рис. 1. Схемы Нервюрных Сводов.
Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Отмечается, что для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи, преимущественно витражей. Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам отличает готическое искусство.
Одним из ярчайших примеров художественного наследия мировой культуры, несомненно, является архитектура этого периода. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль был на службе церкви, самого главного и богатого заказчика, как отмечается, в это время церковь являлась, так же, и главным раставщиком. [2;С.320] .
В архитектурном плане, главной особенностью готического стиля стало появление нервюрных сводов (Рис.1), которые облегчили конструкцию, в отличие от романского стиля, где своды имели лишь декоративный характер, теперь же им уделяется более существенная роль. Гуревич И. О. отмечает, что церковь была единственным каменным сооружением в городе, именно по этому изучению искусства резьбы по камню готической эпохи уделяют так много внимания [4;С.158]. Таким образом, с приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Размеры храмов были гораздо больше размеров простых городских построек селян, поэтому каждый, пересекавший порог храма, мог увидеть во всем его величии. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: как известно, Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. Во «Всеобщей Истории» отмечается что, в отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален, стены не ощущаются, они на столько легкие, что их как бы и нет[2; С.355].
Считается, что главным препятствием на пути к изучению искусства и жизни средних веков заключается в том, что современному человеку крайне трудно перенестись в духовный и интелектуальный мир того времени, а самое главное понять его и пережить. Самый трудный барьер - Средневековое Христианство, которое в то время пронизывало все аспекты жизни, полностью определяшее образ жизни и мысли людей того времени. Рольф Томан, в данном случае, предлагает смотреть не глазами молящегося, а глазами зодчих, к примеру - Сугерия [13 ;С.9]. Этот человек сыграл огромную роль в становлении готического стиля, поэтому стоит обратиться к описанию жизнедеятельности этого человека, приведенного в книге Рольфа Томана.
Рекомендуем также:
«Серебряный век» в русской культуре
На рубеже XIX-XX вв. происходило становление новых областей науки (воздухоплавания, ракетодинамики, биохимии, радиогеологии и пр.).
В области гуманитарных наук большое значение приобрела философия, в особенности религиозная, основы кото ...
Малая императорская корона
Малая императорская корона Российской империи (рис.2) — одна из императорских регалий.
В настоящее время хранится в Алмазном фонде Российской Федерации.
Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровн ...
Концепция культуры в «философии жизни»
В конце XIX – начале XX в. развивается иррационалистическое понимание культуры в границах «философии жизни». Понятие «жизнь», как интуитивно постигаемая целостная реальность, не тождественная ни духу, ни материи, является исходным. Предст ...