Культура и быт населения Китая в XVI – XIX веках
Для минского периода истории Китая характерно развитие культуры, обогащенной новыми достижениями.
Дальнейшее развитие получила литература; главным образом издавались обширные исторические труды, появились новые энциклопедии, по своей полноте превосходившие любые издания этого рода в других странах.
Обогатилось и китайское искусство, в осбенности архитектура. Значительный шаг в своем развитии сделали лакирование и производство тончайшего фарфора.
Общественная мысль и наука развивались, несмотря на то, что они были ограничены и скованы рамками средневековой конфуцианской схоластики.
В Европе произведения китайской культуры получили широкую известность в XVII и особенно в XVIII вв.
Миссионеры католических орденов и члены русской православной миссии изучали китайскую культуру, собирая сведения о сельском хозяйстве, ремесле, искусстве, быте населения, переводили труды китайских ученых, писали обо всем узнанном ими в Европу. Они сами писали труды о Китае и печатали их едва ли не на всех европейских языках. Книги о Китае вызывали неизменный интерес. Недаром в работах Вольтера и в трудах французских просветителей встречается так много рассуждений об этом великом народе.
В России М. В. Ломоносов немало внимания уделял достижениям китайской культуры и выражал желание видеть историю Китая, написанную на русском языке.
Уже в XVIII в. передовые лица в Европе высоко оценивали вклад китайского народа в сокровищницу мировой культуры.
Конец XVIII и первые десятилетия XIX в. по традиции считаются временем упадка китайской культуры, связанной с феодализмом.
В литературе и искусстве по-прежнему господствовали старые жанры:
регламентированные стихи, традиционный пейзаж и т.д. Даже повествовательная проза, которая была в Китае издревле «простонародным» видом литературы, постепенно потеряла черты критической, социальной напрвленности, столь ярко представленные в романах XVIII в. «Сон в красном тереме» и «Неофициальная история конфуцианства», и приобрели авантюрный, развлекательный характер.
Событием в культурной жизни конца XVIII – начала XIX в. явилась публикация двух сборников китайских народных песен. Однако, в этот же период в культуре Китая наметились скрытые или, на первый взгляд, не слишком значительные процессы, связанные с революционным движением и развитием буржуазных отношений.
Переломным моментом стала середина XIX в. – эпоха тайпинского восстания, прогрессивные идеи которого оказали огромное воздействие на общественное сознание китайского народа.
Рекомендуем также:
Отличие аниме от анимации других стран
Японская анимация существенно отличается от анимации других стран, в том числе американской. Это связано, прежде всего, с иными культурными традициями графики и сюжета. В аниме не чувствуется традиция мюзикла, как в американских фильмах, ...
Темы и сюжеты
В готическом витраже мы видим общие философские и эстетические принципы. Композиция изображения строится на мыслительной, символической связи. Сопоставляются элементы изображений витражей по их духовным и символическим соотношениям этих э ...
Хиппи
Предшественников у «хиппи» сразу несколько. «Битники», заложившие основные принципы их миросозерцания - отрицательное отношение к доминирующей культуре (мейнстриму), пропаганда бродяжничества («мифология путешествий»), поиск духовных союз ...