Реализм
По инициативе передовых русских художников в 1866 г. в Вильно открылась рисовальная школа, которой руководил известный исторический живописец, академик И. П. Трутнев. Эта школа сыграла видную роль в развитии изобразительного искусства Беларуси и Литвы. За более чем 40-летний период своего существования он подготовила несколько поколений белорусских и литовских художников.
Открытие школы вызвано чисто практическими соображениями. В связи с интенсивным развитием фабричного производства требовались кадры, которые могли бы свободно владеть прикладным рисованием и особенно черчением. Однако деятельность Виленской школы вышла далеко за пределы первоначального предназначения.
Наиболее яркое доказательство достижений Виленской рисовальной школы – выставка 1891 г., устроенная в связи с 25-летием школы. По свидетельству современников все работы были выполнены безукоризненно.
Также большую роль в развитии художественной культуры Беларуси сыграли художники, работавшие в белорусских гимназиях.
Одним из самых известных художников XIX в. является Казимир Альхимович (1840 – 1916 гг.). Он, как и многие участники восстания Калиновского, выл выслан в Сибирь и вернулся родину только через пять лет. Основы художественного образования получил в Вленской гимназии, где он учился у К. Русецкого, потом, уже после возвращения из ссылки, - у варшавского художника В. Герсона. Но наиболее основательные знания в искусстве Альхимович получил в Мюнхенской академии и в мастерских Парижа. Работал в Париже, где выставляет свои работы в Салонах, получая положительные оценки, и в Варшаве, где поселился в связи с запретом проживать на родной Гродненщине.
Круг интересов живописца концентрируется на историческом и батальном жанрах. Кроме того, работает над пейзажами, портретами, иллюстрирует поэму Мицкевича «Пан Тадэуш». К самым значимым историческим работам относятся «Похороны Гедимина», «Языческие жрецы», «Отдых Кейстута», «Последний жрец Литвы с дочерью Плёнтой». Многие из них были широко известны в Западной Европе, часто экспонировались на выставках.
Исторические произведения Альхимовича были последними среди значительных достижений этого жанра в XIX в.
Личность Фердинанда Эдуардовича Рушчица занимает исключительное место в истории белорусского изобразительного искусства XIX – начала XX в. Ученик Шишкина и Куинджи по Петербургской академии искусств, он стал продолжателем лучших традиций реалистичной живописи, восприняв творческую манеру своих учителей и развивая ее уже на национальной почве.
С самого начала своей деятельности выступает как принципиальный новатор, ищет новые пластичные и образные решения. Вместе с тем на протяжении своего творческого пути он сохраняет верность своей собственной манере.
Родился художник в семье шляхтивча в имении Богданово Ошмянского уезда. После окончания Минской гимназии поступил на юридический факультет Петербургского университета, но уже в 1891 г. начал заниматься в Петербургской академии искусств, которую закончил в 1897 г. Потом вернулся на родину, в родительский дом, где и жил практически все время.
Произведения Рушчица можно условно поделить на две группы. Для первой характерен социально окрашенное обращении к чувствам человека, поданное через призму пейзажного мотива. В них природа будто бы живет теми же проблемами и настроениями, проблемами, что и личность: она может, грустить, страдать. Эти качества выделяются в пейзажах «Земля», «В свет», «Эмигранты».
Рушчиц всегда оставался лириком, который любил свою родину и опевал ее, чувствуя и передовая тонкие настроения, объединяя их с чувствами человека. Среди известных пейзажей художника «Весна», «Мельница зимой», «Зимняя сказка», «Лесной ручей», «Старые яблони», «Склеп», «Сушылка».
Пейзажистом несколько иного склада был Витольд Коятанович Бялыницкий-Бируля (1872-1957 гг.). Художник не стремился к разнообразию изображаемых мотивов, а обычно повторял определенные моменты в состояниях природы, поэтизируя их, окрашивая в чувства собственных отношений. Его живописная манера основывалась на реалистических трактовках окружения, и хотя она определялась легкой, эмоциональной пластикой, художник не был преверженцем импрессионизма.
Рекомендуем также:
Возрождение в славянских государствах Средней Европы
Славянские народы также испытали на себе влияние идей итальянского Ренессанса. Однако черты Возрождения проступили здесь весьма своеобразно.
Наиболее органично ренессансная культура привилась в Далмации (современная Хорватия), имевшей да ...
Культура
в период смены эпох
Августовский классицизм - историко-региональный стиль античного искусства. Получил развитие в I в. н. э., в годы относительного благополучия, мира и процветания Римской империи (см. Приложение 1.1), главным образом в самом г. Риме, в годы ...
Творчество Филиппа Малявина
Русское искусство конца XIX—начала
XX века было богато яркими индивидуальными, смелыми творческими исканиями. Среди художников этой эпохи Филипп Андреевич Малявин являлся одним из наиболее самобытных и одаренных. Его работы, возбуждавшие ...