Суть моей работы или классицизм как стиль
Итак, культурологический подход в моей работе заключается в рассмотрение феномена архитектуры классицизма во Франции в эпоху абсолютизма с точки зрения смысловой наполненности элементов реальных архитектурных построек, которые являются цитированиями античных форм и элементов. Также меня интересует мотивировка французских зодчих в частности, почему они строили так, а не иначе, их эстетические представления, истоки архитектуры классицизма и как архитектура выразила в себе идеи и стремления людей эпохи абсолютизма. Почему во Франции в эпоху абсолютизма обращались к формам присущим античному искусству. Это естественно должно быть связано с общеевропейским гуманизмом и с установлением новой системы мировидения – культуры Нового времени, диктующей новые идеалы, ценности, смыслы и значения.
Также развитие архитектуры связано с установлением абсолютистской монархии, которая являлась главным заказчиком и, более того, устанавливала правила, своего рода каноны, определяющие вид, форму, назначение, символическое значение каждого сооружения, каждого здания. Существовавшая архитектурная академия регламентировала эти правила, и имела не малую власть над архитекторами и градостроителями. Академии принадлежит создание свода искусственных догматических правил и законов. Со временем классицизм в атмосфере этой академии переродился в официальный академизм. Художественные произведения подвергались определенной систематизации и иерархии. Мне интересна эта академия, влияние которой, в последствии, сделает для классицизма характерным бездушный, надуманный академический схематизм, с которым будут вести борьбу представители романтизма и реализма, пришедших на смену классицизму.
Предметом моего культурологического исследования является архитектура классицизма во Франции в период абсолютизма. «Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы.» [2]
Меня интересуют не сколько изучение элементов стиля классицизма в искусствоведческой традиции исследования и описания, а культурологический анализ тех идеалов и ценностей, смыслов и значений вкладываемый в деятельность связанную с сооружением наиболее известных памятников архитектуры Франции.
Генезис классицизма и его синтез с барокко на стадии зарождения и установления как правящего стиля и взаимосвязь с рококо, часто антагонистическая, тоже является предметом интереса моего исследования. Я буду рассматривать эту взаимосвязь скорее с целью выделить классицизм и обозначить его границы, как значимые для культуры абсолютистской Франции и смыслообразующие эти значения, но не проследить переходность между этими стилями, так как это является более объемным трудом, чем моя курсовая работа по данной дисциплине.
Архитектура классицизма, по-видимому, возникла на основе различных, но взаимосвязанных достижений, которые радикально изменили отношения между человеком и природой. Первое состояло в неожиданном увеличении способности человека осуществлять управление природой: к середине XVII в. эта способность вышла далеко за рамки технических возможностей Ренессанса. Вторым был фундаментальный переворот в природе человеческого сознания, происшедший в результате изменений структуры общества, которые привели к появлению новой культурной формации, равно удовлетворяющей жизненным укладам, как угасающей аристократии, так и крепнущей буржуазии. Тогда как технические достижения создали новую инфраструктуру и позволили увеличить производительность труда, изменения в человеческом сознании принесли новые категории знания и исторический образ мышления, который был столь рефлексирующим, что задавался вопросами собственной подлинности. В это время, к первой половине XVIII века, во всех странах Европы, и особенно сильно во Франции и Англии, отмечается усиление элементов капитализма в экономике и соответственно укрепление буржуазии в политической жизни государств. Крепнущая буржуазия ведет борьбу в области идеологической. Идейной основой класса буржуазии являлась философия просвещения, а в области искусства велись поиски нового стиля, который должен был отразить его цели и идеалы. Естественно, буржуазия, создавая свою культуру, стремилась опереться на прошлое, использовать культуру минувших эпох. Формы античного искусства больше всего соответствовали буржуазным представлениям о новом создаваемом стиле; в основу последнего была положена античность. Древнее искусство и древняя архитектура стали предметом изучения, заимствования, подражания. Растущий интерес к античности усилил отрицательное отношение к барокко. [3]
Рекомендуем также:
Эпоха великого кризиса
Продолжая исследование предложенной модели психоинформационной интерпретации выводов П.А.Сорокина, обратим внимание на периоды фазовых переходов от сенсорных к интуитивным парадигмам. Рассмотрение этих периодов должно быть тем более интер ...
«Пороховой погреб» пятидесятых
В 50-е годы по обе стороны Атлантического океана начала складываться массовая молодежная культура, появляется такое понятие как «тинэйджер». Подростки начинают делиться на две группы: (1) подростков, убаюканных возможностью потребления, з ...
Художественные стили
Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов – классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм ...