Скульптура Греции эпохи эллинизма
Эта самая поздняя по времени создания из дошедших до нас подлинных греческих скульптур была найдена раньше всех других. Ее откопали в Риме в начале 16 века, и вскоре она получила мировую известность 4 . Великий немецкий просветитель Лессинг в середине 18 века посвятил «Лаокоону» специальное исследование, трактующее проблему границ и различий между поэзией и пластическими искусствами. Лессинг обратил внимание на то, что античный ваятель, даже передавая сильнейшую боль, все же подчинил свою статую требованиям красоты и показал Лаокоона не кричащим, а только стонущим, в отличие от Вергилия, у которого несчастный жрец издает пронзительные крики. Наблюдение Лессинга верно: античное чувство меры, как и вообще традиции греческой пластики, сохраняются в группе «Лаокоон». Но и самый выбор сюжета, и трактовка его глубоко пессимистичны. Греческое искусство часто изображало гибель героев, но то была гибель в борьбе. Здесь перед нами не сражение, а жестокая казнь неповинных: ведь Лаокоон не совершил никакого преступления, напротив, выполнял свой долг, предостерегая троянцев; тем более ни в чем не виноваты его дети.
К традиционному представлению греков о власти рока теперь примешивается мысль о беспомощности человека — игралища слепых сил.
Чем глубже эта мысль проникает в сознание, тем иллюзорнее становится классический идеал, формировавшийся в лоне греческих городов-республик,— идеал «распрямленного», свободного, почти богоравного человека. На исходе эллинистической эпохи от него остается лишь внешняя оболочка, нет больше веры в разумность миропорядка. В то время когда создавался «Лаокоон», римские легионы уже захватили Восточное Средиземноморье, Юлий Цезарь завоевал и Галлию, а в Малой Азии успешно расправился с Фарнаком, сделавшим последнюю попытку отнять ее у римлян. Сопротивление чуждой силе было так же бесполезно, как борьба с гигантскими змеями, душившими Лаокоона.
Мы рассмотрели скульптуру Древней Греции на протяжении всего периода ее развития. Мы увидели весь процесс ее становления, расцвета и упадка – весь переход от строгих, статичных и идеализированных форм архаики через уравновешенную гармонию классической скульптуры к драматичному психологизму эллинистических статуй. Скульптура Древней Греции по праву считалась образцом, идеалом, каноном на протяжении многих веков и сейчас она не перестает быть признанным шедевром мировой классики. Ни до, ни после не было достигнуто ничего подобного. Всю современную скульптуру можно считать в той или иной степени продолжением традиций Древней Греции. Скульптура Древней Греции в своем развитии прошла сложный путь, подготовив почву для развития пластики последующих эпох в различных странах. В более позднее время традиции древнегреческой скульптуры были обогащены новыми наработками и достижениями, античные же каноны послужили необходимой основой, базой для развития пластического искусства всех последующих эпох.
Рекомендуем также:
Понятие символа
Символ (от греч. - знак, примета) - 1) в искусственных формализованных языках - понятие, тождественное знаку; 2) в эстетике и философии искусства - универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством - содерж ...
Меценаты Самары и Самарской области
В XIX – начале XX века наиболее известными меценатами в Самаре были К.П. Головкин, В.А. Курлина, М.Д. Челышов и братья Шихобаловы. Братья Шихобаловы славились своей благотворительностью. Наибольшим размахом среди братьев выделялся Антон Н ...
Берлинский кинофестиваль
Берлинский кинофестиваль (иногда ещё говорят Берлина́ле) ориентируется в основном на фильмы "авторского кино".
Премия "Золотой глобус"
Американская премия "Золотой глобус" стремится предлагать независи ...