Сайт о культуре и искусстве

Искусство Древнего Египта

Другое » Культура Египта » Искусство Древнего Египта

Страница 1

гробница фараон египет иероглиф искусство

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «черная земля». В III в. до н.э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Нового царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов.

Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создает впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны – узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь, - ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

Природа Египта – просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса – дарила искусству мотивы и формы, служила источникам вдохновения.

Существование Египта зависело от розливов Нила, приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозили неурожай и голод. А потом неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами реки. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, ее нужно было орошать, и это повлияло на развитие строительного искусства и точных наук. Четкая организация государственного управления стала возможной благодаря созданию иероглифической письменности.

Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона (греч. «фараон», от египт. «пер-о» - «большой дом») – так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлен при жизни и носил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложным церемониям, пышность которых возрастала по мере того, как Египет расширял свои владения. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иностранных послов, получал богатые дары и сам раздавал награды.

В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил начинался как бог Хапи, податель влаги и урожаю. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывет в лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис – бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвертым мифическим царем Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой – богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать соды, строить города, выпекать хлеб. После того как Осирис передал богу Гору, своему сыну, царский престол, он удалился в царство мертвых, став владыкой, а также судьей в загробном мире.

Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остается нетленным. Так возник обычай мумифицировать тела умерших, т. е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохраняются очень долго. По представлениям древних египтян, человек наделен несколькими душами. Одна из них обитала в статуе умершего. Такую статую помещали в гробницу – архитектурное сооружение, размеры и пышность убранства, которого зависели от знатности покойного. Изображения, которыми украшали погребения, должны были обеспечить душу умершего человека возможность пользоваться всеми благами, окружавшими его при жизни.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Влияние и вклад европейцев в культуру Японии
Следует отметить, что европейское искусство гравюры, и в первую очередь типа чиароскуро, в общих чертах идентично искусству японской цветной гравюры. В большинстве случаев его тематика была религиозной, и оно было особенно популярным имен ...

Скульптура периода империи
С установлением империи одной из главных тем в римском искусстве становится прославление императора. Сам первый император Октавиан Август и его помощники заботливо поддерживали те направления в литературе и искусстве, которые отвечали дух ...

Страницы дягилевского балета
Дягилев обладал редким чутьем антрепренера и редким чутьем художественного руководителя. Он никогда ничего не ставил сам, не сочинял музыки, не придумывал декорации. Но он был душой тела – он умел находить таланты, он задавал тон, вкус, о ...