Литература
Первоначально письменность применялась исключительно в хозяйственных или в сакральных целях. От эпохи Древнего царства до нас практически не дошло памятников письменности, за исключением иероглифических хвалебных надписей и молитв на стенах гробниц. Первые хозяйственные документы представляют собой скудные записи о том, что «принесено столько-то туш животных, собрано столько-то снопов ячменя с одного поля».
Конец Древнего царства в истории письменных памятников Древнего Египта отмечен распространением надгробных надписей хвалебного характера. Возвышение культа Осириса и связь мифа об умирающем и воскресающем Осирисе в связи с культом мертвых порождают первые памятники заупокойной литературы, которые можно причислить к литературным произведениям. На стенах гробницы богатого человека записывается от его лица вся «автобиография» – перечисляются заслуги перед фараоном, личные доблести, описывается богатство усопшего и положение, которое он занимал при жизни. Это – так называемые «Тексты пирамид», древнейшие из текстов, составивших много столетий спустя канон «Книги мертвых».
Очевидно, в эпоху Древнего царства культурная традиция сохранялась исключительно в устном творчестве. Сложилась эта традиция еще раньше – основные мифы египтян, положенные в основу значительного числа литературных произведений, относятся к периоду додинастического Египта.
Расцвет древнеегипетской литературы – Среднее царство. В это период появляются письменные произведения, составившие костяк классической литературы Древнего Египта.
Прежде всего, следует отметить произведение, продолжающее традицию гробничных надписей – «Повесть о Синухете». Это жизнеописание получило чрезвычайно широкое распространение и дошло до наших дней во множестве списков, причем сделанных и в гораздо более позднее время.
Синухет, как следует из этого произведения – вельможа, живший при дворе двух фараонов. Скорее всего, это не просто историческая личность. Синухет, возможно, сам был автором своего жизнеописания. От первого лица ведется повествование о доблестях Синухета в царской свите, о том, как после смерти фараона он бежал за границу, спасаясь от бунтов. Осев в Сирии, Синухет и там сумел, благодаря своим талантам, добиться знатности и богатства, но затем вернулся на родину и служил новому царю.
«Повесть о Синухете» представляет собой сочетание автобиографии, художественного произведения и исторического памятника. Автор не только вставил в текст отрывки из различных государственных документов своей эпохи, иллюстрирующих повествование. Он с недюжинным литературным талантом выстраивает свое сочинение, выводя стройную композицию. Образный и красочный язык произведения снискал ему вполне заслуженную славу на многие века существования Египетского царства.
Другой литературный жанр, получивший чрезвычайно широкое распространение в Египте эпохи Среднего царства – сказки. Этот жанр, несомненно, берет свое начало в традиции устного творчества. Сказки крайне разнообразны по тематике. Один из интереснейших сборников сказок – папирус Весткар (фото папируса представлено на рисунке 5) – посвящен историям из времен царствования последних фараонов Древнего царства. Среди текстов этого папируса преобладают фантастические истории – сказки о чародеях, творящих чудеса при дворе фараона Хеопса. В одной истории, например, придворный маг отрезает голову птице, затем приставляет ее обратно, и птица оживает. В этих и подобных им сказках авторский вымысел тесно переплетается с египетской мифологией. Сюжеты ряда сказок перекликаются с важнейшими мифами, как, например, «Сказка о Правде и Кривде». Многие сказки являются, по сути, литературно обработанными свидетельствами современников об определенных исторических событиях – о ссоре фараона и его военачальника, о штурме чужестранного города.
Рисунок 5 – Папирус Весткар
Египетские сказки включают в себя всевозможные жанры – описание путешествия, нравоучительную историю, даже авантюрную повесть. В большинстве этих произведений, особенно относящихся к раннему периоду формирования египетской литературы, силен элемент фантастического, характерный вообще для народной сочинительской традиции.
К эпохе Среднего царства относятся и собственно исторические произведения, в частности, Лейденский папирус и папирус Эрмитажа, на которых записаны свидетельства знатных египтян, переживших ужасы анархии в стране после падения Древнего царства. Эти произведения, известные как «Речения Ипувера» и «Пророчество Неферти», описывают события, происходившие в стране после ее распада на независимые номы, после падения власти фараонов.
Рекомендуем также:
Рэперы
Рэп (англ. rap, rapping) — ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Рэп — один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-х ...
Диалектика фотомонтажа
Как и в начале своего пути лучшие фотомонтажные работы стали экспонироваться в музеях. За рубежом не редкость специализированные издания высокохудожественных фотомонтажных работ, в которых они систематизированы по темам: реклама, природа, ...
Пит Мондриан
Пит Мондриан (наст. имя Питер Корнелис) - голландский художник. Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи.
Р ...