Эпоха эллинизма
В централизованно-бюрократических государствах эпохи эллинизма непосредственное участие гражданина в жизни общества заменяется исполнением приказа властителя, Мощь государства подавляла инициативу и активность. Рядовой гражданин уже не мог заниматься политикой, принимать участие в решении государственных проблем. Это стало считаться привилегией сильных мира сего. Изменяются отношения между личностью и государством - возрастает отчуждение между ними. В результате, человек стремится уйти в себя, в глубину своих переживаний. Духовную культуру эллинизма отмечает ярко выраженный индивидуализм, культ чувств и настроений в изоляции от больших общих идей. Человек начинает фокусировать внимание лишь на частной жизни. Спасаясь от противоречий и нестабильности внешнего мира, он ищет убежища в собственном доме, который начинает активно благоустраивать. Строятся роскошные дома, дворцы, виллы, стены которых украшаются фресковыми росписями или рельефами, изображающими идиллические виды природы. Украшением частных домов и двориков становится и скульптура, воспроизводящая древнегреческие каноны красоты, но в более миниатюрном, «одомашненом» виде. Входит в моду мелкая пластика. Особым спросом пользуется Танагрская статуэтка,
изображающая неприхотливые сценки из обыденной жизни: мирно беседующих женщин, танцующих или сидящих в задумчивости девушек и т.д.
Появляется и декоративная скульптура, предназначенная для украшения парков, которые теперь кажутся гораздо более приятными местами для время провождения, чем улицы и площади. Именно тогда создаются такие знаменитые сейчас творения как Венера Милосская и Аполлон Бельведерский.В то время это были вполне заурядные образцы скульптуры, выполненные в точном соответствии с классическими традициями. Сейчас же эти работы воспринимаются как образцы утонченной и элегантной пластики, восхваляющие человеческую красоту.
В старину города вырастали сами собой, улицы внутри города были узкими и кривыми, хаотично застроенными. Теперь же начинают придавать огромное значение великолепию строящихся городов. Производится предварительная распланировка города; улицы прокладываются прямые и скрещивающиеся под прямым углом, причем особенной широтой и роскошью отличаются два главных, тоже скрещивающихся под прямым углом проспекта. Почин принадлежит тут строителю Александрии, Динократу, одному из корифеев архитектуры всех времен. Рядом с этой широко развивающейся светской архитектурой сакральная отступает на задний план. Но новые города должны были иметь и свои храмы. Идеалом и здесь становиться пышность и огромные размеры, навеянные архитектурной гигантоманией Востока.
В эллинистический период расширяется сфера применения живописи. Появляется живописный портрет и пейзаж. Известны имена трех наиболее популярных художников: Апеллес, Протоген и Антифил. Последнему суждено было стать одним из первых в истории пейзажистов. Апеллес же был портретистом Александра Великого и первых диадохов. Благодаря его таланту живописный портрет начинает соперничать со скульптурным.
Благодаря знакомству с разноцветными мраморами Азии и Африки, возникает новая техника живописи, которой предстояла великая будущность, - мозаика, то есть составление картин посредством сложения мелких разноцветных кусочков мрамора, а позднее-цветной стеклянной пасты, смальты. О качестве мозаики того периода мы можем судить по тем образцам, которые найдены при раскопках в Помпее. Особенно славится мозаичное изображение битвы Александра Македонского с персидским царем Дарием III. Характерен для эпохи и интерес к театральным представлениям. Но размер театров уменьшается, представления становятся более камерными. Популярностью пользуются в основном комические пьесы. Эллинистическая комедия существенно отличается от классической своей тематикой. Высмеиваются теперь не общественные явления и философские школы, а свойства человеческих характеров: жадность, подозрительность, эгоизм. Самым популярным драматургом и исполнителем собственных пьес был Менандр,автор комедий «Брюзга» и «Третейский суд».
Особое место в культуре эпохи занимала литература. Распространено мнение, что эллинистическая литература уступает героически-благородным образцам архаического и классического периодов, что она безыдейна и аполитична. Но это верно лишь отчасти. Литература эллинизма достаточно точно отражает время, которое само по себе было неоднозначным. Произведения авторов предшествующих времен тщательно изучались, систематизировались, да и просто читались. Но появились новые жанры, углубился психологический рисунок образов. Было отшлифовано само по себе писательское мастерство. Литература в целом стала играть гораздо более значимую роль в жизни людей. Чтение стало традиционным домашним времяпрепровождением многих людей.
Рекомендуем также:
Становление культуры и ранние формы её развития. Материальная и духовная
культура первобытного общества
Каменный век – 2 млн – 6 тыс. лет назад:
· Палеолит:
§ Нижний
§ Средний
§ Верхний (поздний)
· Мезолит
· Неолит
Медный век (неолит) – 4–3 тыс лет до н.э.
Бронзовый век 4 – 1 тыс. лет до н.э.
Железный век начало 1-го тыс. до н.э.
...
«Серебряный век» в русской культуре
На рубеже XIX-XX вв. происходило становление новых областей науки (воздухоплавания, ракетодинамики, биохимии, радиогеологии и пр.).
В области гуманитарных наук большое значение приобрела философия, в особенности религиозная, основы кото ...
Скульптура Греции эпохи архаики
Период архаики – это период становления древнегреческой скульптуры. Уже понятно стремление скульптора передать красоту идеального человеческого тела, которое в полной мере проявилось в произведениях более поздней эпохи, но слишком трудно ...