Готические витражи Франции
Во Франции искусство Готического витража представлено в следующих соборах: в Лана, в Шартре, в Реймсе, в Эвре, в Суассоне и в Бурже.
Особенное внимание будет уделено Собору в Шартре(Рис. 8). Известно, что для создания витражей в соборе Шартра были приглашены мастера из разных стран, техника каждого из них несла отпечаток региональных особенностей. При этом стекло резалось и выдувалось на месте, поэтому мастера невольно обменивались профессиональным опытом. В 1194 году собор сильно пострадал от сильного пожара, и из всех витражей XII века сохранилось только стрельчатое окно на фасаде и витраж «Дева Мария с Младенцем» (Рис.9). По этой причине большая часть необычных ярких витражей была создана между 1205 и 1235 годами. Собор богато украшен витражами и скульптурами, которые гармонично сосуществуют внутри здания. Скульптурное изображение «Дева Мария на троне Мудрости» располагается на западном портале собора; это же изображение можно увидеть на витраже. В описание сюжета В.Ч. Рагин приводит строки из Писания(Екклесиаст 7:25); Мария поддерживает Христа, творящего суд праведный: «Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и Безумия…» [9;С.88]. Витражная живопись и скульптура настолько связаны, что даже их изменение и совершенствование проходило одновременно. В 1205 году в дар собору из Константинополя были привезены останки головы Святой Анны, матери Девы Марии. Реликвию передала Катрин, графиня Блуа и Шампани; в память этого события в центре северного портала возведена статуя Святой Анны.
Отмечается, что художники по-прежнему использовали классическую технику витражей в готический период, но старались сделать образы более понятными и жизненными, особенно в огромных соборах. Концепция создания витража была общей для всех мастеров, однако образный состав различался в зависимости от региональных особенностей.
Известно, что строительство собора в Шартре привлекло большое количество материальных средств, поэтому мастера были приглашены из многих регионов. В первую очередь художники занимались сооружением нефа, причем исследователи утверждают, что в ходе работы художники и даже проектировщики переходили из студии в студию, в результате чего собор получился более единообразным в целом. В соборе смешались ветхозаветные сюжеты о Ное и Иосифе, притча о добром самаритянине, темы Успения и Вознесения Марии, а также изображения Святого Юстаса, Марии Магдалины и Карла Великого. Стиль мастерских мог существенно отличаться. Например, художники, работавшие над витражом «Иосиф», создали стройные, утонченные фигуры со сдержанной жестикуляцией даже в динамичных сценах(Рис.10). Это касается сцены, когда Иосиф-правитель во время голода спасает землю Египетскую и весь Ханаан. А автор витража Святого Николая создал более драматичный эмоциональный образ. Кажется, что его фигуры такие крупные, что едва помещаются в границы витража. Головы четко очерчены, а одежды ниспадают тяжелыми тщательно прорисованными складками.
В западном портале собора, есть окно, на котором изображены грехи и добродетели, а также знаки зодиака.(Рис.11)
Эти темы продолжают религиозную традицию представления Бога как творца духовной и материальной вселенной. Уникальные стеклянные полотна на северном и южном трансепте середины XIII века - яркий пример сочетания «каменных кружев» готического стиля и калейдоскопа ярких красок. Собор в Бурже строился в одно время с собором в Шартре, отличительными чертами его декора являются огромные витражные изображения на верхнем ряде окон хоров и необычные лепные украшения капеллы. Соборы Суасcона в Шампани, соборы Санса и Труа также украшают раннеготические окна и витражи более позднего времени.
Рекомендуем также:
Сочетание линии, штриха и пятна в графике
Черно-белые композиции линии, штриха и пятна наиболее часто встречаются в ксилографии, европейской книжной и журнальной иллюстрации, русской и советской книжной графике 1920-х гг.
Пятно, как таковое, зазвучало в полную силу в буквицах дл ...
Христианские мотивы в творчестве М.В. Нестерова. Образы православных в
творчестве Нестерова
М.В. Нестеров до конца дней сохранил тёплое чувство к жившему в Уфе священнику Федору Михайловичу Троицкому, бывшему добрым другом семьи Нестеровых. Художник вспоминал: «У нас он был давно-давно желанным гостем и почему-то любил меня, быт ...
Центральный военно-морской музей
Адрес: Биржевая пл., 4
Часы работы: 11:00-17:15
Выходной день: понедельник, вторник, последний четверг месяца
Центральный военно-морской музей - один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Он ведет свою ис ...