Сайт о культуре и искусстве

Импрессионизм и постимпрессионизм в изобразительном искусстве

Другое » Импрессионизм и постимпрессионизм в изобразительном искусстве

ожественный

Цели, задачи и методы исследования. Целью данного исследования является изучения импрессионизма и постимпрессионизма как переломных направлений в развитии мирового изобразительного искусства, а также влияние данных направлений на другие виды искусства и их роль в мировой культуре.

Предметом курсового исследования являются направления импрессионизма и постимпрессионизма в рамках мировой художественной культуры, а также совокупность произведений искусства, относящихся к данным направлениям.

Основная задача исследования – путем изучения истории развития направлений импрессионизма и постимпрессионизма, анализа присущей им изобразительной техники и приемов, а также философской концепции, лежащей в основе данных направлений, выяснить роль импрессионизма и постимпрессионизма в истории мировой художественной культуры.

Определение импрессионизма. Современная культура является детищем двух вариантов протестантского мировоззрения: северного иррационализма и французского позитивизма. Если первый в образах действительности пытается усмотреть признаки потустороннего мира (который на самом деле является отражением наработанных смыслов данной культуры), то второй сомневается в самой возможности увидеть что-либо, кроме собственных ощущений. С научной точностью пытаются воссоздать свои чувственные впечатления импрессионисты. Аналитический подход к собственной художественной деятельности позволил им совершить ряд открытий и сформулировать несколько принципов. [6]

Рис.1 К. Моне. Впечатление. Восход Солнца

Импрессионизм - направление в искусстве, возникшее во Франции в последней трети XIX века. [1] Возникновение этого направления знаменует рождение современной живописи в собственном смысле слова. Это утверждение может показаться странным, ибо живопись импрессионистов, легкая для восприятия, получила всеобщее признание, чего нельзя сказать обо всех течениях современного искусства. [3, с.254] Выработка нового стиля импрессионизма проходила в 60е - 70е гг., а впервые как новое направление, противопоставившее себя академическому Салону, импрессионисты заявили о себе на своей первой выставке в 1874 г. [1] У посетителей парижской выставки, организованной молодыми художниками, полотна, столь ценимые сегодня, вызывали настоящий шок. Импрессионисты были революционерами, выступавшими против официальной живописи, создававшейся целиком в стенах мастерской. Наперекор многовековой традиции они писали на открытом воздухе и отказались от исторических, религиозных и мифологических сюжетов; они изображали “повседневность”: простых горожан, танцовщиц из Парижской Оперы, гребцов, “впечатления” от природы. [3, с.255] В частности, на этой выставке экспонировалась картина К. Моне “Впечатление. Восход солнца” (“Impression. Soleil levant", 1872, музей Мармоттан, Париж). [1]

Отношение критики. Официальная художественная критика негативно отнеслась к новому направлению и в насмешку окрестила его представителей "импрессионистами", напоминая об особо раздражавшей их картине Моне. [1] Но в интерпретации искусствоведов феномен импрессионизма оказался волнующе загадочным: он то возникал, то исчезал, чтобы вновь возникнуть. Например, шведский искусствовед Оскар Рейтерсверд, напомнив давно известные факты, посетовал на того критика, который, побывав на выставке 1874 года, дал ход определению “импрессионисты”, и “художникам, группировавшимся вокруг Моне, было присвоено не совсем точное название, в дальнейшем вводившее всех в заблуждение”. [9 с.65] Однако название отражало суть направления, и его представители приняли его в качестве официального обозначения своего метода. [1] Более того, в 1880 году Клод Моне заявил: “Я был и хочу оставаться импрессионистом. Я сам изобрел это слово… Повторяю, я – импрессионист…” В 1877 году группа добровольно принимает название “импрессионисты” и решает издавать журнал “Импрессионист”. [8 с.366]

В качестве целостного направления импрессионизм просуществовал недолго - с 1874 по 1886 г., когда импрессионистами было организовано 8 совместных выставок. [1] Правда, уже с конца 1880-х годов формальные приемы их живописи были подхвачены представителями академического и салонного искусства, что дало повод Дега с горечью заметить: "Нас расстреливали, но при этом обшаривали наши карманы". [14] Официальное признание же ценителями искусства и художественной критикой пришло значительно позже - только в середине 90-х гг. [1] Импрессионизм продолжил начатое реалистическим искусством 40 – 60-х гг. освобождение от условностей классицизма, утвердил красоту повседневной действительности, простых демократичных мотивов. Он сделал эстетически значимой подлинную, современную жизнь в ее естественности, во всем богатстве и сверкании ее красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его среды. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений. [5, с.262]

Разногласия искусствоведов. В сборнике “Французская живопись XIX века и современная ей художественная культура” произведено словесное обожествление импрессионизма, который или же отождествлен с понятием “реализм” как с формой наивысшего выражения потенций искусства (“в импрессионизме стягиваются, сходятся вместе, достигают единства основные направления передового искусства…”), или же растворен в бесформенном понятии “исканий”. Правда, в этом же сборнике воспроизведена известная работа Б. Виппера “Клод Моне”, где содержатся богохульственные с точки зрения общей концепции этого издания соображения о том, что “в погоне за мгновенностью первого впечатления Моне слишком многим жертвует, о слишком многом умалчивает”. Б. Виппер размышляет о “роковых ошибках” импрессионизма, что никак не увязывается с восторженными пассажами авторов соседних статей. Вот она, разноголосица, характерная для положения дел с импрессионизмом. Эта разноголосица имеет давнюю историю, можно сказать, что она сопровождает историю импрессионизма. Трудно, конечно, устоять перед обаянием Моне. Святотатством кажется мысль о какой бы то ни было ограниченности такого художника. Поэтому рассуждения о границах и об ограниченности импрессионизма могут показаться навязчивыми, доктриническими, или, как порой их называют, “догматическими”. Так предпочитал их именовать И. Эренбург в своем эссе об импрессионизме. [11 с.7] Он писал: “Поскольку слово “импрессионизм” связано с понятием впечатления, иные догматики старались приписать Моне или Ренуару философский субъективизм”. [12, с.174]

Итак, как же выбраться из этой крайней разноголосицы? Разумеется, вернуться к импрессионистам, уйти от их интерпретаторов, вернуться к изучению фактов и их анализу. Не случайно импрессионизм оценивается вполне импрессионистически – вне мировоззрения, философии, эстетики, времени, социального и художественного контекста. [11, с.8]

Рекомендуем также:

Северный Ренессанс
Расцвет культуры стран Северной Европы в XV–XVI вв. связан с усвоением отдельных идей итальянского Возрождения. Последние, будучи перенесенными на иную национальную почву, в, синтезе с местными традициями способствовали становлению самобы ...

Традиции западноевропейского Возрождения в развитии культуры России
Сама постановка проблемы «русский Ренессанс» всегда неоднозначно воспринималась отечественным научным сообществом. В отличие от итальянского Ренессанса в России не было Возрождения как самостоятельной и целостной культурной эпохи. Но не б ...

Место искусства в культуре
Что является истоком культуры? Разум, человеческая страсть, молитвенная настроенность или неукротимое жизненное побуждение? Пигмалион сознательно принял одиночество. Но в уединении нельзя победить биологические потребности. Первый вопрос ...