Алмазный фонд
Алмазный фонд России – собрание произведений ювелирного искусства XVIII–XX веков, редких драгоценных камней, самородков золота и платины, представляющих большое историческое, художественное и научное значение, огромную материальную ценность. Это одна из немногих в мире сокровищниц, хранящих уникальные коронные драгоценности. Как составная часть Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, формированием которого занимается Гохран России (Государственное хранилище ценностей), собрание постоянно демонстрируется на одноименной выставке, расположенной на территории московского Кремля.
У истоков образования Алмазного фонда стоял Петр I. Именно при царе-реформаторе была заложена государственная форма хранения особо ценных и значимых предметов, к которым в первую очередь относились коронационные регалии. Согласно утвержденному императором в 1719 году регламенту (уставу) Камер-коллегии они обособлялись «как принадлежащие государству вещи» и хранились в рентерее (казне) – в сундуке за тремя замками. Только по воле государя три должностных лица (камер-президент, камер-советник и царский рентмейстер), каждый из которых имел отдельный ключ, собравшись вместе, могли достать драгоценные предметы и предъявить их царскому двору для торжественных церемониалов. Политическая значимость и большая материальная ценность обусловили тщательность хранения символов монаршей власти, главными из которых были корона, держава и скипетр. Позже условия и правила хранения государственных регалий распространились и на другие драгоценности, заказываемые для членов императорской фамилии и закупаемые в казну для подарков и наград. Создание камеральной части в Кабинете его императорского величества привело к юридическому оформлению выделения ценностей из частного имущества царской семьи. За ними был закреплен статус государственной собственности.
При каждом новом российском императоре вносились изменения в устав Камерального отделения Кабинета, но порядок хранения и приобретения ценных предметов оставался неизменным. В то же время, по прихоти царствующих особ некоторые ценности продавались, другие подверглись переделке в угоду моде. Однако на протяжении всего времени существования сокровищницы, известной в последние годы правления Романовых как Бриллиантовая комната Зимнего дворца, она пополнялась редкими самоцветами, роскошными ювелирными украшениями, орденскими знаками, множеством самых разных драгоценных изделий.
Двадцатое столетие изменило судьбу царской сокровищницы. С началом первой мировой войны в 1914 году и угрозой для Петербурга, ценности из Бриллиантовой комнаты в числе многих других в спешном порядке были перевезены в Москву и помещены в кладовые Оружейной палаты. Там они пролежали до января 1922 года – до образования комиссии по экспертизе и отбору ценностей, определения дальнейшей их судьбы. В результате работы комиссии множество предметов было передано различным российским музеям. Императорские регалии и коронные бриллианты поступили в Гохран, образованный в 1920 году для учета и хранения ценностей, фактически ставший преемником царской казны. Тогда же они были определены как Российский Алмазный фонд. Их детальным изучением и описанием занимались академик-минералог А. Е. Ферсман, директор Эрмитажа С. Н. Тройницкий, заведующий Оружейной палатой Д. Д. Иванов, управляющий Московским архивом иностранных дел С. К. Богоявленский, научный сотрудник Отдела драгоценного камня РАН Д. В. Юферов, художники-ювелиры А. К. Фаберже, А. Ф. Котлер и другие.
В 1925 году коронные драгоценности впервые публично демонстрировались в Доме Союзов, а в 1927 и 1933 годах значительная их часть по решению Совнаркома была продана на зарубежных аукционах. Оставшиеся драгоценности, как наиболее значимые в историческом и художественном отношении, составили основу выставки Алмазного фонда, организованной к 50-летию Советского государства в 1967 году. Планировалось, что выставка проработает в течение года. Но интерес к ней со стороны соотечественников и зарубежных туристов был настолько велик, что по решению правительства ее преобразовали в постоянно действующую. Со времени открытия выставки она пополнилась многими новыми экспонатами. Среди них превосходные алмазы, которые начали активно поступать после открытия отечественных месторождений, редчайшие образцы золотых и платиновых самородков.
В 70-м году XX века в Гохране начала работать экспериментальная ювелирная лаборатория, в которой мастерами-ювелирами Владимиром Ситниковым, Виктором Николаевым, Борисом Ивановым, Владимиром Жилиным, Геннадием Алексахиным осуществлялась реставрация уникальнейших ценностей: Большой императорской короны, которая начала разрушаться под тяжестью красной шпинели, Малой императорской короны и практически всех шедевров ювелирного искусства, принадлежавших императорской семье. Были восстановлены по снимкам утраченные диадемы и иные ювелирные изделия. Более ста современных работ – великолепных ювелирных украшений, выполненных этими мастерами лаборатории Гохрана, пополнили экспозицию Алмазного фонда.
Выставка Алмазного фонда открылась в 1967 году.
Сегодня вся экспозиция разбита на семь групп:
Коронационные императорские регалии;
Орденские знаки;
Ювелирное искусство XVIII – XIX веков;
Работы мастеров-ювелиров второй половины ХХ века;
Алмазы российских месторождений;
Редкие ювелирные и поделочные камни;
Самородки золота и платины;
Постоянно действующая экспозиция состоит из двух залов. В первом экспонируются алмазы, бриллианты, разнообразные драгоценные камни, уникальные самородки и изделия современных ювелиров. Во втором зале выставляются исторические ценности.
Семь исторических камней
алмаз «Орлов» 189,62 карат
алмаз «Шах» 88,70 карат
плоский портретный алмаз 25 карат
гигантская шпинель 398,72 карат
гигантский изумруд 136,25 карат
гигантский цейлонский сапфир 258,18 карат
гигантский оливково-зеленый хризолит 192,6 карат
- Большая императорская корона, в которую вставлена благородная шпинель — один из семи исторических камней Алмазного фонда
- Малая императорская корона
- Скипетр императорский с алмазом «Орлов» — одним из семи исторических камней Алмазного фонда
- Держава императорская
- Бриллиантовый знак на цепи и звезда к нему ордена Апостола Андрея Первозванного
- Алмаз «Шах» — один из семи исторических камней Алмазного фонда
- "Рубин Цезаря"
Рекомендуем также:
Внутрикадровое движение и движение камеры
Итак, мы определились, что для Тарковского ритм - это внутреннее ощущение режиссёром течения времени. Нечто не осязаемое, заложенное в ощущениях и подсознании. Но так, же Тарковский говорил и о внешнем проявлении ритма. "Значит, это ...
Искусство Эдгара Дега
В центре искусства Эдгара Дега (1834-1917) всегда стоял человек, в то время как пейзаж, едва ли не ведущий жанр импрессионистов, не играл в его творчестве значительной роли. Большой почитатель Энгра, он придавал исключительное значение ри ...
Истоки древнеегипетской культуры
В IV тыс. до н.э. население долины Нила переходит от первобытности к цивилизации. Формируются все основные признаки последней: письменность, монументальные сооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство.
Культура ...